Профессиональные провожающие: кто и как зарабатывает на эмиграции россиян
Среди предпринимателей одними из немногих бенефициаров ситуации, которая сложилась на российском рынке после 24 февраля, стали компании, оказывающие услуги релокации бизнеса и помощь специалистам в переезде. Спрос на такие услуги продолжает расти. Forbes узнал, какие бизнес-модели есть в этой нише и на чем зарабатывают или планируют заработать связанные с релокацией сервисы
«Если раньше мы получали несколько десятков заявок в день, то сейчас их несколько сотен», — рассказывает в беседе с Forbes Анастасия Миролюбова, соосновательница миграционной платформы для технических специалистов и предпринимателей Immigram. За I квартал 2022-го проект подписал контракты с большим количеством клиентов, чем за весь прошлый год. Кроме того, на фоне бума Immigram сумел привлечь первые $500 000 инвестиций, которые начал искать еще в конце 2021 года.
Спрос россиян на переезд в другие страны и релокацию бизнеса резко вырос после начала «спецоперации»* России на Украине. Предприниматели, которые строили глобальный бизнес или имели иностранных клиентов, столкнулись с невозможностью получать платежи из-за рубежа и продолжать работу. Стартапы, которые планировали привлекать иностранные инвестиции или выходить на зарубежные рынки, также столкнулись с необходимостью релокации бизнеса. Переезжать начали и отдельные специалисты, в том числе из сферы IT. К примеру, больше 1000 сотрудников «Яндекса», Avito, Тинькофф Банка и разработчика DataArt уехали в Турцию, писала WSJ.
Выбрать страну для перезапуска бизнеса или переезда, получить необходимые документы, открыть компанию, да и просто наладить быт в другой стране помогают агентства и сервисы, специализирующиеся на релокации. Среди них, помимо Immigram, — проекты Hello Move, EP Advisory, Intermark, Relocate UAE, «Уехать» и др. Forbes рассказывает, как устроен этот бизнес.
Туда и обратно
Релокационные агентства — бизнес-модель сравнительно новая. Да и сам термин «релокация» стал широко употребляться только в феврале-марте 2022 года. По данным сервиса Yandex Wordstat, поиск по этому ключевому слову в январе осуществляли 8000 раз, в феврале — почти 10 000, а в марте — более 38 000. Если раньше слово использовали в основном айтишники, рассматривающие жизнь и работу за рубежом, то теперь о релокации узнали также специалисты и предприниматели из других сфер, констатирует Анастасия Миролюбова.
Хотя всплеск интереса к релокации произошел в 2022-м, среди компаний, которые помогают с переездом, есть и старые игроки. Например, компания Intermark существует на рынке почти 30 лет. Ее основали три партнера: британцы Фрэйзер Лоyсон и Maрк Хамильфорд, которые в 1993 году приехали в Москву развивать гольф-клуб и отель Moscow Country Club, и россиянин Александр Шаталов. Вскоре они заметили свободную нишу — помощь экспатам, которые приезжают работать в Россию, с юридическими и иными вопросами. И открыли под эту идею агентство Intermark.
Изначально проект помогал иностранцам в России с поиском квартир и домов в аренду. Компания решала эту задачу «под ключ»: от поиска объекта и переговоров с собственником до подключения интернета. В дальнейшем агентство стало оказывать услуги по иммиграционной поддержке — оформлению разрешений на работу и других необходимых для иностранцев в России документов, перевозке их личных вещей и домашних животных и прочее. В середине 2010-х Intermark вдобавок стала помогать с релокацией российским компаниям, которые открывают офисы в других странах и увозят туда сотрудников. В рамках этого направления агентство организовывает переезд в Европу, США, в некоторые азиатские страны (Филиппины, Тайланд), страны СНГ и даже ЮАР.
Несмотря на появление нового направления, основу бизнеса Intermark составляла помощь экспатам и иностранным компаниям в России, рассказывает Марина Семенова, управляющий директор и совладелица агентства (с 2015 года ей принадлежит 10% Intermark). Но с февраля 2022 года ситуация изменилась: иностранные клиенты, которым Intermark когда-то помогал с релокацией бизнеса в Россию, напротив, стали перебираться с помощью агентства в другие страны, говорит Семенова. Она не раскрывает названия иностранных компаний-клиентов, но отмечает, что это средний и крупный бизнес. Большинство из них, по словам Семеновой, вывезли сотрудников за рубеж временно, их решение уйти из России не окончательное.
Семенова рассказывает, что в текущем потоке уезжающих из страны клиентов выделяются российские стартапы, которые экстренно вывозят своих сотрудников, поскольку их инвесторы или клиенты не готовы или не могут больше работать с Россией. Иногда такие клиенты приходят с запросом на смешанную релокацию: например, операционная команда переезжает в Ереван, а основатели — в Дубай.
Сейчас самые популярные направления у Intermark — это Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Грузия и Армения популярна у IT-компаний и сервисов, а в Казахстан и Узбекистан едут компании, у которых есть производство, рассказывает Семенова. При этом она отмечает, что среди иностранных компаний, которые раньше работали в России, есть тенденция искать варианты для релокации российского офиса в одну из стран СНГ, чтобы «иметь точку присутствия в регионе».
Количество заявок на релокацию бизнеса из России у Intermark в марте и апреле 2022 года увеличилось в 10 раз по сравнению со средним месячным показателем в 2021-м, утверждает Семенова, не раскрывая абсолютных финансовых показателей. По ее словам, число «экспертных заключений» (когда компании просят рассчитать необходимые затраты на релокацию) выросло с пяти до 25 в месяц. Пока большая часть клиентов Intermark — иностранцы. Но, по прогнозам Семеновой, скоро перевес окажется на стороне россиян: «Будет больше российских компаний, которые хотят уехать».
Отъезд талантов
Миграционная платформа для технических специалистов и предпринимателей Immigram, в отличие от Intermark, появилась относительно недавно — в 2020 году. Ее основатели — Анастасия Миролюбова и Михаил Шаронов — выпускники Университетского колледжа Лондона. После учебы оба остались жить в Великобритании. Начиная с 2017 года Миролюбова работала в юридических фирмах: сперва в международной компании Simmons & Simmons, потом — в иммиграционном бутике Kadmos. Шаронов работал в лондонской иммиграционной юридической фирме Sterling Law.
Так как Миролюбова и Шаронов сами были эмигрантами из России и работали в иммиграционных компаниях в Великобритании, они знали, с какими проблемами сталкиваются те, кто планирует переезд. Со временем партнеры обратили внимание на то, что страна стала привлекать все больше технических специалистов и упрощать иммиграционный процесс. В 2019 году в Великобритании появилась программа Global Talent. Получателям визы по ней дают право на работу на три–пять лет, также они могут заниматься предпринимательством. Визу могут получить выдающиеся специалисты из разных сфер, в том числе IT. Как рассказывает Миролюбова, преимущество такой визы в том, что она приравнивает права ее обладателей к правам британцев: с ней можно устроиться на любую работу, открыть свой бизнес, работать фрилансером, учиться или же «вообще ничего не делать».
Появление программы Global Talent, а также успех стартапов с российскими корнями Revolut и Arrival, созданных в Великобритании, сделал страну особенно популярной для переезда среди россиян. Миролюбова и Шаронов решили на этом заработать. Они стали брать на себя хлопоты по подготовке кейса для подачи на визу талантов: писать историю клиента, которая будет максимально убедительной для Tech Nation (органа, одобряющего визы), и собирать все необходимые документы — рекомендательные и мотивационные письма, резюме. Immigram также начал предоставлять клиентам доступ к закрытому сообществу иммигрантов для лучшей адаптации в Великобритании. Кроме того, сервис помогает арендовать жилье, оформить страховку, открыть счет в банке.
По словам Миролюбовой, спрос на услуги платформы был немалым и до бума релокации, связанного с началом «спецоперации». Но сейчас команда еле справляется с нагрузками, признается она. Заявки приходят от венчурных инвесторов, предпринимателей и IT-специалистов. «Они все коммуницируют друг с другом и организуют свой большой исход», — говорит Миролюбова. Она отмечает, что раньше клиенты планировали переезд за несколько месяцев вперед, а сейчас ищут возможности для релокации в кратчайшие сроки.
В конце февраля число заявок на юридическую и техническую помощь при переезде и релокации технологических бизнесов в Великобританию у Immigram выросло в три раза, а в марте — еще в два, достигнув показателя почти в 4000. Причем большинство заявок было от жителей России (65%), на втором месте предприниматели и специалисты с Украины (24%), на третьем — из Белоруссии (11%), перечисляет Миролюбова. Продажи компании за I квартал 2022 года, по ее словам, превысили $900 000, сейчас рост год к году составляет 900%.
В конце 2021 года основатели начали готовиться к первому инвестиционному раунду. Они искали деньги на развитие платформы, автоматизацию иммиграционного процесса и маркетинг. В апреле 2022 года компания закрыла раунд на $500 000. Среди инвесторов — фонды Xploration Capital, Joint Journey Ventures, стартап-инкубатор Университетского колледжа Лондона Hatchery, глава PandaDoc Микита Микадо и еще несколько бизнес-ангелов. В ближайшее время компания планирует расширить список предлагаемых для релокаций стран и визовых программ.
Красота для иммигранта
Запуск еще одного сервиса для переезжающих за границу россиян — «Уехать» — состоялся 22 февраля, аккурат перед началом «спецоперации» на Украине. Его основатель Сергей Моша до этого вместе с несколькими партнерами развивал интернет-провайдера Idalgo Telecom (ранее — SkyLine-WIMAX) в Краснодарском крае. В 2017 году, по словам Сергея, компания открыла офис в Нидерландах, где жила дочь одного из основателей. Зарубежное направление бизнеса неплохо развивалось до 2020 года. Но из-за закрытых из-за пандемии границ и трудностей с приездом в Нидерланды российских инженеров, обслуживающих абонентов, подразделение пришлось закрыть, признается Моша. Вместо него владельцы решили открыть офис в Словении — Моша переехал туда летом 2021 года и начал готовить старт телеком-проекта.
Моша поселился в словенском городе Целе. В процессе обустройства на новом месте он столкнулся с проблемами: за пределами столицы сложно было найти специалиста для решения бытовых вопросов, который бы говорил на русском или хотя бы на английском языке. Поменять тормозные колодки, собрать мебель, найти педагога по танцам для дочери — задачи появлялись одна за другой. Постепенно у предпринимателя возникла идея запустить сервис для иммигрантов, которые, как и он сам, недавно переехали и не знают, где искать русскоговорящую няню для ребенка, юриста или стоматолога.
Агрегатор услуг запустили силами распределенной команды из восьми человек, с которыми Моша был знаком по телеком-сфере. Среди них — разработчики, дизайнеры, PR-менеджеры, а также модераторы объявлений. По собственным словам, Моша вложил в запуск проекта около €25 000, взятых из прибыли телеком-бизнеса.
Через неделю после старта предприниматель понял, что для работы сервиса нужны сборщики объявлений — те, кто ищет на локальных досках русскоязычных специалистов и предлагает им разместить объявление на сайте. Сейчас с «Уехать» сотрудничает около 50 сборщиков, каждый из них отвечает за определенную страну. За каждое новое объявление сборщик получает $2 от сервиса, говорит Моша.
У сервиса два вида клиентов: те, кто приходит за услугой и ищет русскоязычного специалиста, и те, кто эти услуги предоставляет. Последних в компании называют «помощники». Сервис устроен как каталог услуг с разбивкой по странам. В каталоге услуг есть такие разделы, как «мастера красоты», «дети», «домашний персонал», «ремонт и строительство», «компьютерная помощь», «финансы» и др. Сейчас «помощники» по этим услугам есть в нескольких десятках стран, в том числе в странах Европы и СНГ, в США, Канаде и Бразилии, утверждает Моша.
К концу апреля 2022 года пользователи разместили на сайте проекта более 1000 объявлений в 35 странах, говорит предприниматель. По его словам, в сервисе с момента запуска зарегистрировались около 3000 клиентов, желающих получить услугу. Самым популярным поисковым запросом у пользователей «Уехать» стали «мастера красоты». Больше всего клиентов, которые ищут услуги, — во Франции, Турции, США, Латвии и Литве, популярных направлениях релокации россиян первой волны, говорит Моша.
Проект пока не успел запустить монетизацию. «Мы не планировали, что старт 22 февраля затащит нас в водоворот новой волны иммиграции, — признается Моша. — Сейчас мы до сих пор в этом вихре и лишь в июне планируем выйти на утверждение стратегии монетизации и планирование финансовых показателей». Он предполагает, что монетизация «Уехать» будет устроена, как у Avito и Profi.ru: зарабатывать сервис будет за счет особых условий для «помощников» — например, возможность за плату выделить объявление цветом или поднять его в поиске. К концу года Моша рассчитывает выйти на 15 000–20 000 объявлений и 35 000–40 000 постоянных клиентов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.